Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству школьного учреждения. С другой стороны, школьное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ? Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству школьного учреждения. С другой стороны, школьное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания. Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка. Главными задачами являются: *развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; *организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении; *реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию; *развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию; *формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении; *оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка. Перечень нормативных правовых документов для организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития можно посмотреть на сайте asabliva.by Выделились следующие формы интегрированного обучения: 1. Специальный класс при общеобразовательной школе наполняемостью 6–12 человек в соответствии с установленным для каждой категории детей нормативным количеством учащихся. Эта форма организации обучения детей с особенностями психофизического развития даёт возможность проведения внеклассной работы на более широкой интегрированной основе, чем в условиях специальной школы-интерната. В Беларуси имеется положительной опыт работы специальных классов в общеобразовательных школах Минска, Гомеля, Солигорска и др. 2. Классы интегрированного обучения. Наполняемость класса – не более 20-ти человек. В классе может быть не более трёх человек с тяжёлой патологией однородного характера (глухих, слепых, умственно отсталых, со сложными и комбинированными дефектами) или не больше шести человек с однородными неглубокими нарушениями (дети со слабым слухом, зрением, с ЗПР, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей). Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями – 2–4 человека (2 человека с тяжёлой патологией или 4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше 2 типов нарушений). Учебная и внеклассная работа проводится на широкой интегрированной основе. Такие классы могут функционировать при общеобразовательной массовой и специальной школах. 3. Коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения охватывает детей с особенностями развития, которые учатся в разных общеобразовательных школах сельской местности, а также учащихся с устойчивыми функциональными изменениями, обусловленными тяжёлой длительной болезнью. Содержание и объём дефектологической помощи может носить систематический, регулярный характер или эпизодический. Дефектолог проводит консультирование педагогов и родителей, занимается с самим учеником по индивидуальной программе, направленной на развитие возможностей ребёнка и компенсацию его физических или психических недостатков. Развитие компенсаторских способностей – обязательное условие успешной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития жизни в современном обществе. Выбор формы интегрированного обучения определяется рядом факторов: - Количество учащихся, которым рекомендуется интегрированное обучение. - Необходимость самих учащихся в интегрированном обучении (определяется психофизическими возможностями каждого ученика, условиями его семейного воспитания). - Материальное положение семьи, её психолого-педагогическая готовность к воспитательной работе. - Учёт психических особенностей ребёнка. Один и тот же ребёнок может переходить из одной системы обучения в другую в зависимости от динамики развития ребёнка, которая может меняться и тем самым обуславливать форму обучения. Рассматривая вопрос о целесообразности интегрированного обучения, выбора его формы, значимости, необходимо определить, будет ли оно способствовать разностороннему развитию ребёнка, создаст ли условия для его эффективной социальной адаптации и интеграции. Достижение этой цели возможно только в том случае, когда интегрированное обучение будет решать следующие задачи: - Соотносить содержание учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребёнка с особенностями развития. - Развивать умения и навыки учебной деятельности школьника, необходимые для его обучения на интегративной основе. - Обеспечивать благоприятные условия для совместной деятельности детей в классе и внеклассное время, что поможет преодолеть изолированность детей с особенностями психофизического развития. - Создавать в социальном окружении ребёнка благоприятный психологический климат для морального и эмоционального воспитания детей с особенностями развития. - Развивать самостоятельность детей, их готовность к участию в общественно-полезной жизни.